Судьбоносный год... Если верить волне слухов, бушующей в Интернете, 21 декабря 2012 года надо готовиться к худшему. Все будет хуже, чем в 1999, когда мы едва избежали уничтожения Парижа, предсказанного великим модельером Пако Рабанном? Хуже, чем в 2000, когда компьютерные маньяки и верившие в «проблему миллениума» дрожали от страха?
Хуже, чем в 2008, когда запуск ЦЕРНом ускорителя частиц грозил квантовой катастрофой, способной поглотить всю планету? Еще хуже! На сей раз конец света настоящий, мы все умрем. По крайней мере, так утверждает горстка ясновидцев, прикрываясь пророчествами майя, дабы подтвердить свои прогнозы и посеять ужас в Сети. Специалист по доколумбовой археологии Эрик Таладуар (Éric Taladoire) рассказывает об истории крупного мошенничества. И пытается успокоить самых суеверных...
Le Point: С каких пор мы начали со страхом ждать конца света в 2012 году?
Эрик Таладуар: С 1987 года, когда триумфально вышел в свет бестселлер «Фактор майя» американца Хосе Аргуэльеса (José Argüelles), разошедшийся многотысячным тиражом по всему миру. Именно он объявил эту плохую новость, которую все предшествующие исследователи, как он говорил, старались не разглашать. В своей книге он рассказывает, что в 2012 году закончится календарь майя. Не накануне, не на следующий день: дата известна точно, и за несколько месяцев она, как вирус самого последнего пошиба, наводнила кучу сайтов и блогов. Ирония судьбы в том, что Аргуэльес умер в марте этого года. Не успев проверить точность своих предсказаний...
Однако их нельзя назвать необоснованными. Аргуэльес опирается на надписи майя. Они фальшивые?
Эти тексты абсолютно аутентичны. На самом деле, есть два источника. С одной стороны, это надписи на некоторых памятниках – которые нам пока довольно сложно расшифровать. С другой стороны – и на это ссылается большинство теорий – это тексты, которые называют «Шилам Балам». Это не что иное, как учебники астрологии или продолжение знаменитых Кодексов майя.
Что мы находим в этих книгах? Как в любой магической книге, астрологические предсказания, разумеется. Но не только... Там еще есть рецепты, сведения о свойствах лекарственных растений, годовщины, даты рождения, годы вступления во власть королей и правителей. Всего до нас дошло семь или восемь таких текстов со всего центральноамериканского мира. Самым известным текстом остается «Шилам Балам» из Чумаеля (прекрасно переведенный на французский в 1955 году сюрреалистом Бенжаменом Пере (Benjamin Péret), но вообще-то такая книга была в каждой деревне, в каждом городе.
Есть еще тексты из Мани, из Тисимина, из Кауа, из Ишиля... Там можно прочесть такие слова, как: «осторожно, это плохой день». Для предотвращения опасности следует произвести такой-то ритуал. Я немного утрирую. В целом, это устные традиции, передаваемые в деревнях из поколения в поколение и записанные учеными людьми после прихода испанцев. В этих текстах говорится именно о 2012 годе?
Шарлатаны, спекулирующие на теме конца света, основываются только на «Шилам Балам» из Чумаеля. Да к тому же только на одной его части. Надо знать, что в системе майя есть несколько факторов времени. Как и у нас, у них есть день и год, кин и тун. Но есть и катун, то есть 20-летний период, бактун, или 144 000 дней, и так далее. Роль астрологов в цивилизации майя состояла как раз в том, чтобы предвидеть, что в таком-то году может произойти такое-то событие, в соответствии с тем, что могло произойти в прошлом.
Например, каждые 20 лет есть опасность того, что снова будет плохой урожай, нашествие насекомых, ураган, битва... А 21 декабря 2012 года, по некоторым расчетам, пройдет ровно 3 114 лет от начала календаря майя, то есть закончится период 13 бактун, то есть 13 раз по 2 миллиона дней. Для майя мир, каким они его знали, со своей структурой, своими городами, своими жрецами, своими божествами, изменится.
Изменится или исчезнет?
Именно в этом и заключается ошибка. Если есть вещь, о которой Хосе Аргуэльес, кажется, совершенно умолчал, то это тот факт, что центральноамериканцы мыслят циклами. Циклы майя или ацтеков (если взять только их пример), как по спирали, сменяют друг друга в бесконечной перспективе. Это обновление. Конец некого мира, но не мира вообще.
Откуда у них такое особое представление о времени?
Возможно, из мифов. Возьмем, например, тольтеков и их бога Кецалькоатля. Этот молодой воин уничтожает все, что ему враждебно, создает цивилизацию Тулы, вводит человеческие жертвоприношения, привносит цивилизацию. Затем он стареет, толстеет, умиротворяется, предпочитает приносить в жертву уже не людей, а перепелов или бабочек. И приходит молодой бог, Тескатлипока, энергичный, воинственный и лживый, и разрушает Тулу, чтобы в свою очередь захватить власть. И Кецалькоатль бежит на восток. И когда приходят испанцы (как раз с востока!), они, в глазах ацтеков, были не кем иным, как предзнаменованием возвращения Кецалькоатля, знаком того, что скоро начнется новый цикл. Работа астрологов заключалась в том, чтобы регистрировать изменения. Такого-то числа был захвачен такой-то город. Внимание: это может повториться через 20 лет... Вот что говорят нам майя по поводу 21 декабря 2012 года. Не предрекая при этом никакого катаклизма.Современные майя так же любят астрологию? Совершенно верно. В некоторых регионах вы найдете удивительные случаи синкретизма. Некоторые, даже официально принадлежа к христианской вере, продолжают ставить в церквах фигурки божеств и совершать ритуалы, чтобы застраховаться от потенциальной опасности. Но осторожно: нужно отличать настоящие обычаи от практик «нью эйдж», у которых сейчас столько поклонников в Америке.Что думают майя об этих предсказаниях? В 95% случаев они к ним в высшей степени равнодушны. Но я думаю, что эта индифферентность в основном происходит от того, что алармистские теории уделяют мало внимания самой цивилизации майя и ее интерпретации. Фильм Роланда Эммериха прекрасно это иллюстрирует. В самом деле, в картине «2012» вы едва найдете пару фотографий, относящихся к майя, а затем нам показывают Вашингтон, Лос-Анджелес и апокалиптические картинки. Такое использование культуры для оправдания неких мрачных теорий – это надувательство. А правда в том, что майя гораздо более заняты борьбой за то, чтобы апельсины, которые они продают фирме Tropicana, не получили наклейки: «Регион происхождения: Флорида», чем беспокойством по поводу конца света. И 21 декабря 2012 года подтвердит их правоту... Эрик Таладуар опубликовал книги «Теотиуакан и майя. Каталог выставки "Теотиуакан: город богов" в музее на набережной Бранли» (2009) и «Разграбление археологических памятников в Центральной Америке и рынок доколумбова искусства» (2011). Виктория Герен Голос России
|